"Прогулки по Парижу. По следам мушкетеров" ч.2 Н. Горский

 


X. МЫШЕЛОВКА В СЕМНАДЦАТОМ ВЕКЕ

"- Да-да, вы правы! - с испугом воскликнула г-жа Бонасье. - Бежим, скроемся скорее отсюда!
С этими словами она схватила д'Артаньяна под руку и потянула его к двери.
- Но куда бежать? - вырвалось у д'Артаньяна. - Куда скрыться?
- Прежде всего подальше от этого дома! Потом увидим.
Даже не прикрыв за собой дверей, они, выйдя из дома, побежали по улице Могильщиков, завернули на Королевский Ров и остановились только у площади Сен-Сюльпис."


Здесь имеет место некоторая не стыковка: с улицы Могильщиков можно было завернуть либо на улицу Вожирар – это если бежать вверх, либо, если бежать вниз, попасть прямо к церкви Сен-Сюльпис. Королевский Ров лежит в стороне (на плане, приведенном в начале этого текста, он там, куда показывает стрелка "Городские стены"). Ров проходил под стенами и был границей города. Вдоль него и шла улица Королевский Ров (rue des Fossés Monsieur le Prince – т.е. вообще-то Ров Принца, но, соглашаюсь, "Королевский" звучит лучше), которая была так названа по расположенному рядом особняку принца Конде. Нынче слово "ров" из названия исчезло, а улица Monsieur le Prince осталась уютнейшим уголком квартала Сен-Жермен.

Улица Monsieur le Prince у перекрестка Одеон 

улица господина принца


Порекомендую (пусть даже меня обвинят в рекламе) находящуюся в доме №13 пивную «La Pinte» как одну из лучших в городе. Хозяин, кстати, имеет замечательную коллекцию бумажных денег всех времен и народов.

Но, допустим, д'Артаньян и г-жа Бонасье дали крюка и от Королевского Рва вернулись туда, откуда убежали – к церкви на площади Сен-Сюльпис. Прекрасный романтический уголок... Относительно тихий и несуетливый, что в Париже редкость. Замкнутый в себя деревьями и, в то же время, достаточно просторный изнутри.

Вид на церковь Сен-Сюльпис с башни Монпарнас


Нынешняя церковь почти современница событий событий романа – первый камень в ее фундамент был заложен в 1646 году королевой Анной Австрийской. Строилась она долго, более века, а завершали ее архитектурный облик по проекту итальянского зодчего Джованни Сервандони – того самого, чье имя в начале 19-го века получила улица Могильщиков.

Фонтан Епископов и церковь Сен-Сюльпис 

Если вы надумаете отдохнуть на площади под ясенями и платанами, советую, прежде чем присесть, посмотреть вверх: в ветвях на «бельэтаже» располагается голубиное царство и все вытекающие из него последствия могут оказаться на вашем костюме.

Другие хозяева площади Сен-Сюльпис

XI. ИНТРИГА ЗАВЯЗЫВАЕТСЯ

"Д'Артаньян, готовясь стать нежнейшим любовником, оставался преданнейшим другом. Всецело увлеченный прелестней г-жой Бонасье, он не забывал и о своих приятелях. Она была женщиной, с которой лестно было прогуляться по поляне Сен-Дени или по Сен-Жерменской ярмарке в сопровождении Атоса, Портоса и Арамиса, перед которыми Д'Артаньян был не прочь похвастать своей победой."


Сен-Жерменская ярмарка располагалась за церковью Сен-Сюльпис, чуть ближе к Сене. Возникла она в далеком 1176 году, и на протяжении веков оставалась одним из важнейших центров не только для парижан, но и для жителей всей Франции. Уже на планах 16-го века видно, что ярмарка представляла собой большую квадратную площадь, на которой стояло каре крытых торговых павильонов. В начале 19-го века после крупного пожара тут построили большое каменное здание рынка. В 1998 году, это здание отреставрировали и обновили, превратив Сен-Жерменский рынок во вполне обыкновенный торговый центр районного масштаба.

Рынок Сен-Жермен

В галерее рынка 

Несмотря на существование здания стационарного рынка, вольный дух ярмарки Сен-Жермен все еще жив. Сама ярмарка стала совсем небольшой, она существует как периодический съезд мелких торговцев продуктами, антиквариатом и сувенирами, только переместилась из здания рынка на свежий воздух: свои палатки торговцы разбивают на площади Сен-Сюльпис, прямо вокруг фонтана Епископов.

"Предаваясь любовным мечтам, разговаривая с ночным небом и улыбаясь звездам, Д'Артаньян шел вверх по улице Шерш-Миди, или Шасс-Миди, как ее называли в те годы."

Название улицы Шерш-Миди (rue du Cherche-Midi) переводится как "ищи полдень". Есть у французов такая пословица "Ищи полдень в два часа пополудни", в смысле ищи обеда, когда обеденное время уже давно закончилось, или, более широко и больше по-нашему, "ищи вчерашнего дня". Полагают, что название улицы пошло от одной из вывесок, на которой был изображен соответствующий сюжет и нарисованы солнечные часы. По крайней мере, на нынешней улице такие часы имеются, и даже не одни, их можно увидеть на домах №19 и №56.

Ищи полдень - солнечные часы на улице Шерш-Миди

Вообще, улица Шерш-Миди довольно хорошо сохранила дух старого Парижа и, хотя она и не блещет особыми архитектурными шедеврами, на ней можно найти замечательные уголки, дышащие таким покоем и уютом, словно время там навсегда остановилось.

"Над Парижем грусть. Вечер долгий.
Улицу зовут "Ищу полдень".
Кругом никого. Свет не светит.
Полдень далеко, теперь вечер."
И. Эренбург


Грань времен. Дворик на улице Шерш-Миди.

"Д'Артаньян миновал улицу Кассет и издали видел уже дверь дома своего друга (Арамиса), над которой ветви клена, переплетенные густо разросшимся диким виноградом, образовывали плотный зеленый навес. Внезапно д'Артаньяну почудилось, что какая-то тень свернула с улицы Сервандони. Эта тень была закутана в плащ, и д'Артаньяну сначала показалось, что это мужчина. Но низкий рост, неуверенность походки и движений быстро убедили его, что перед ним женщина." 

В этом месте романа есть неточность, за которую Дюма ругают все кому не лень (сами при этом делая гораздо более грубые ошибки, как например Умберто Эко в эссе "Удивительные приключения улицы Сервандони"). Во-первых, в 17-м веке улица Сервандони еще называлась улицей Могильщиков. Во вторых, д'Артаньян и г-жа Бонасье с улицы Могильщиков "только что" убежали, и г-жа Бонасье осталась в квартире Атоса на ул. Феру. И, наконец, в третьих, ну не видно от дома Арамиса этого поворота. По всем признакам, г-жа Бонасье свернула на Вожирар с иной улицы и, скорее всего, с ближайшей к дому Арамиса, поскольку, как сказано в романе, тут же начала "отсчитывать дома и окна". А ближайшей была и остается улица Железного горшка (rue du Pot de Fer), носящая сейчас имя Бонапарта.

На углу улиц Вожирар и Бонапарта (бывшей ул. Железного горшка)

Еще одна улица Железного горшка, не менее старая, до сих пор существует в Париже, и не очень далеко отсюда, в 5-м округе. Она соединяет улицы Ломон и Муфтар. По-видимому, в те времена вывески-чугунки имелись в Париже в большом изобилии, а по запоминающимся вывескам часто получали названия и улицы.

"Д'Артаньян предложил г-же Бонасье руку, и молодая женщина оперлась на нее, уже готовая смеяться, но еще дрожа. Так они дошли до конца улицы Лагарп. Здесь г-жа Бонасье как будто заколебалась, как колебалась раньше на улице Вожирар, но затем по некоторым признакам, по-видимому, узнала нужную дверь."

Интересно, почему названия одних улиц переводятся, а других нет? Лагарп – это улица Арфы (rue de La Harpe, M° St.Michel), чем слово "арфа" звучит хуже, чем, скажем, "горшок"?

Как вы помните, на улице Лагарп г-жа Бонасье заходила в дом №75. Сейчас, однако, такого дома уже не существует, поскольку при прокладке бульваров Сен-Жермен и Сен-Мишель верхняя часть улицы исчезла. Ну а нижняя ее часть и сейчас проходит через знаменитый Латинский квартал, который все больше начинает напоминать смесь чайна-тауна с ареной греко-римской кулинарной борьбы.

Улица Лагарп в Латинском квартале

"Д'Артаньян решил попробовать, не удастся ли проникнуть в Лувр. Пропуском ему должна была служить форма гвардейца роты г-на Дезэссара. Он пошел по улице Пти-Огюстен и дальше по набережной, рассчитывая пройти через Новый мост. Мелькнула у него мысль воспользоваться паромом, но, уже спустившись к реке, он машинально сунул руку в карман и убедился, что у него нечем заплатить за перевоз."

Улица Пти-Огюстен (rue des Petits Augustins, метро Saint Germain de Prés), иначе - улица Малых Августинцев, была совсем небольшой, длинною всего два квартала; она соединяла улицу Жакоб с набережной Сены. Возникнув в 16-м веке, она носила свое название два с половиной столетия, пока во время грандиозной перекройки Парижа в середине 19-го века несколько коротких близлежащих улиц (от Малых Августинцев до улицы Железного Горшка) не соединили в одну длинную, названную именем Бонапарта.

Бывшая улица Малых Августинцев, ныне улица Бонапарта

На фотографии показан тот участок улицы Пти-Огюстен, который выходит к Сене. Слева виден бывший монастырь Малых Августинцев, который и дал улице ее первоначальное название. Монастырь был основан Маргаритой Валуа (королевой Марго) в 1608 году, после завершения ее бракоразводного процесса с Генрихом IV. Дворец самой Маргариты находился буквально напротив, на другой стороне улицы, правда выходил он сюда не главным фасадом, а садовой частью. Монастырь Малых Августинцев просуществовал до великой французской революции, во время которой был национализирован и превращен - угадайте, во что? - ну конечно, в склад. К счастью, хранителем склада был поставлен археолог Александр Ленуар, который начал собирать во дворе архитектурные детали и скульптуру разрушаемых революцией дворцов, церквей, монастырей... Вот почему портик особняка Тремулей, о котором мы говорили выше, оказался во дворе дома №14 по улице Бонапарта.

Так возник первый в мире музей памятников под открытым небом, превратившийся впоследствии в известный Musée national des Monuments Français (ныне основная коллекция музея находится во дворце Шайо, напротив Эйфелевой башни). Во многом благодаря стараниям Ленуара бывший монастырь обрел новую судьбу: в 1816 году здесь открыли Национальную школу изящных искусств, которая сейчас занимает почти весь прилегающий квартал.

"Дойдя до улицы Генего, он вдруг заметил людей, выходивших из-за угла улицы Дофина. Их было двое - мужчина и женщина."

Упомянутые в маршруте д'Артаньяна улицы остались на своих местах и даже со своими старинными названиями, равно как и знаменитый Новый мост через который собирался перейти мушкетер, и про который все знают, что он «самый старый». На самом деле, надо уточнять: самый старый из сохранившихся мостовых построек. А так, и Малый мост и мост Нотр-Дам на века, если не на целое тысячелетие старее Нового.

Еще надо отметить, что "улица Дофина" на самом деле называется улицей Дофины (rue Dauphine, т.е. улицей супруги престолонаследника, а не улицей королевского сына - престолонаследника); тут, видимо, неточность в переводе.

Выход на Новый мост с улицы Дофины 


"Молодая женщина и ее спутник заметили, что за ними следят, и ускорили шаг. Д'Артаньян почти бегом обогнал их и затем, повернув обратно, столкнулся с ними в тот миг, когда они проходили мимо изваяния Самаритянки, освещенного фонарем, который отбрасывал свет на всю эту часть моста."


Скульптура Самаритянки, дающей напиться Христу, стояла на втором этаже здания насосной станции-башни, которое так же именовали Samaritaine (Самаритэн). После сноса станции, ее название перешло к универмагу, еще совсем недавно знаменитому, а ныне обветшавшему и закрытому на бессрочную реконструкцию. Вот как это место выглядело раньше:

Башня Самаритэн с Самаритянкой. Фрагмент картины из музея Карнавале 

А вот каким его можно увидеть сейчас. Насосная башня стояла над 2-й опорой моста, если считать от берега.

Новый мост и универмаг Самаритэн

"К счастью, однако, молодому герою не представился в этот вечер случай доказать на деле свою преданность, и молодая женщина вместе с представительным мушкетером, никем не потревоженные, достигли Лувра и были впущены через калитку против улицы Эшель"

Есть такая калитка на улице Риволи, прямо напротив улицы Эшель. Ну не калитка, а скорее дверь. Пожалуй, и не дверь даже, а почти подъезд. Да и не простой подъезд, а вход в Музей декоративно-прикладного искусства (Musée des Arts Decoratifs), который расположился в северо-западном крыле Лувра. Почти 10 лет музей стоял на реставрации, а открылся для публики не так давно - 15 сентября 2006 года.

Калитка против улицы Эшель - вход в Музей декоративно-прикладного искусства

XII. ДЖОРДЖ ВИЛЛЬЕРС, ГЕРЦОГ БЕКИНГЭМСКИЙ

"В эту самую минуту отворилась дверь, скрытая в обивке стены, и в комнату вошла женщина. Герцог увидел ее в зеркале. Он вскрикнул - это была королева!  Анне Австрийской было в то время лет двадцать шесть или двадцать семь, и она находилась в полном расцвете своей красоты. У нее была походка королевы или богини. Отливавшие изумрудом глаза казались совершенством красоты и были полны нежности и в то же время величия."


Анну Австрийскую мы встречаем в Люксембургском саду, там же, где можно познакомиться и со всеми другими королевами Франции. Статуи мраморные, стоят на открытом воздухе, и время их, конечно, не щадит. Периодически устанавливают обновленные копии, но до Анны очередь пока не дошла. А жаль...

Статуя королевы Анны в Люксембургском саду

XIII. ГОСПОДИН БОНАСЬЕ

"Во всей этой истории, как читатель мог заметить, был один человек, которым, несмотря на тяжелое его положение, никто не интересовался. Человек этот был г-н Бонасье, почтенная жертва интриг политических и любовных, так тесно сплетавшихся между собой в ту эпоху, богатую рыцарскими подвигами и в то же время любовными похождениями. ...Сыщики, арестовавшие его, препроводили его прямым путем в Бастилию и там, трепещущего, провели мимо взвода солдат, заряжавших свои мушкеты."


Бастилия… Вот он, страх современников, который революция 1789 года превратила в груду камней. Ими потом вымостили площадь Согласия: топтать, топтать ненавистные останки...

Макет Бастилии в музее Карнавале 

А вот как выглядит это место сейчас (не каждый день, конечно :)). Площадь Бастилии - пока еще не очередная революция, народ всего-лишь жаждет зрелищ.

На месте где стояла Бастилия

Но последуем по вечернему Парижу за тюремной каретой, в которой Бонасье везут к кардиналу.

"Карета двинулась вперед медленно, словно траурная колесница. Сквозь решетку, защищавшую окно, арестованный мог видеть только дома и мостовую. Но коренной парижанин, каким был Бонасье, узнавал каждую улицу по тумбам, вывескам и фонарям. Подъезжая к церкви святого Павла, возле которой казнили узников Бастилии, приговоренных к смерти, он чуть не лишился чувств и дважды перекрестился. Он думал, что карета здесь остановится. Но карета проехала мимо."

Церковь св.Павла находится совсем недалеко от Бастилии, всего в нескольких небольших кварталах по улице Сент-Антуан (rue St.Antoine)

Церковь святого Павла на улице Сент-Антуан

"Несколько позже он снова пережил безграничный ужас. Они проезжали вдоль кладбища Святого Якова (в оригинале - кладбища Св.Иоанна, Saint Jean, а не Saint Jacques), где хоронили государственных преступников. Одно только его несколько успокоило: прежде чем их похоронить, им обычно отрубали голову, а его собственная голова пока еще крепко сидела на плечах. Но, когда он увидел, что карета сворачивает к Гревской площади, когда он увидел островерхую крышу городской ратуши и карета въехала под арку, он решил, что все кончено, и попытался исповедаться перед полицейским чиновником."

Улицы Риволи тогда еще не было, поэтому карета, видимо, ехала по улице Франсуа Мирона (бывшей Сен-Жерве) и затем повернула к ратуше через площадь у церкви Сен-Жерве.

Подъезд к ратуше со стороны площади Сен-Жерве

Площадь перед ратушей (нынешняя Ратушная – Place de l’Hotel de Ville) раньше называлась Гревской. До революции 1789 года здесь строго соблюдалась иерархия: аристократам рубили головы, еретиков сжигали, убийц колесовали и четвертовали, а простолюдинов вешали. Революция провозгласила всеобщее равенство и с 1792 года на площади всех "стригли под одну гребенку". Заодно с волосами снимали и голову - гильотина исправно работала тут до 1830 года.

Казнь на Гревской площади. Макет в музее Карнавале 

"... карета проехала через роковую площадь, не останавливаясь. Приходилось опасаться еще только Трагуарского креста. А туда именно карета и завернула. На этот раз не могло быть сомнений: на площади Трагуарского креста казнили приговоренных низкого звания. Бонасье напрасно льстил себе, считая себя достойным площади Святого Павла или Гревской площади. Его путешествие и его жизнь закончатся у Трагуарского креста. Ему не виден был еще злосчастный крест, но он почти ощущал, как этот крест движется ему навстречу. Шагах в двадцати от рокового места он вдруг услышал гул толпы, и карета остановилась."

Вот на этом тесноватом и мрачном перекрестке улиц Сухого дерева (rue de l’Arbre Sec) и Сент-Оноре (rue Saint-Honore) и возвышался третий ужас Бонасье – Трагуарский крест (Croix-du-Trahoir). Он был поставлен в XII веке в память о казни средневековой королевы Брунгильды, которую проволокли дикими лошадьми по улице Сухого дерева. До 1636 года крест отмечал место публичных экзекуций, а нынче о нем напоминает только выложенный на пересечении улиц круг с крестом из темной брусчатки.

От зловещего Трагуарского креста осталась только тень на асфальте.

XIV. НЕЗНАКОМЕЦ ИЗ МЕНГА

"Толпа на площади собралась не в ожидании человека, которого должны были повесить, а сбежалась смотреть на повешенного. Карета поэтому, на минуту задержавшись, тронулась дальше, проехала сквозь толпу, миновала улицу Сент-Оноре, повернула на улицу Добрых Детей и остановилась у невысокого подъезда. Двери распахнулись, и двое гвардейцев приняли в свои объятия Бонасье, поддерживаемого полицейским. Его втолкнули в длинный вестибюль, ввели вверх по какой-то лестнице и оставили в передней."


Улица Добрых Детей от поворота с улицы Сент-Оноре 

Бонасье везли к кардиналу, который находился в своем рабочем кабинете, а значит в Пале-Руаяль (или, как его тогда называли, Пале-Кардиналь). Но улица Добрых Детей до Пале-Руаяль не доходит, а идет параллельно ему. Как же тогда Бонасье доставили во дворец? Думаю неувязки тут нет. От улицы Добрых Детей прямо к дверям дворца ведет арочный проход, носящий многозначительное название Passage Vérité, которое можно понимать и как «путь истины». По этому пути видимо и провели Бонасье, после чего его истинная сущность проявилась во всей очевидности.

Проход к Пале-Руаяль от улицы Добрых детей. Вон там, на втором этаже, работает кардинал...

"У камина стоял человек среднего роста, гордый, надменный, с широким лбом и пронзительным взглядом. Худощавое лицо его еще больше удлиняла остроконечная бородка, над которой закручивались усы. Этому человеку было едва ли более тридцати шести - тридцати семи лет, но в волосах и бородке уже мелькала седина. Хотя при нем не было шпаги, все же он походил на военного, а легкая пыль на его сапогах указывала, что он в этот день ездил верхом. Человек этот был Арман-Жан дю Плесси, кардинал де Ришелье..."

Статуя Ришелье занимает почетное место среди 136 изваяний государственных деятелей Франции, украшающих Отель-де-Виль: на главном фасаде она первая в верхнем ряду, если подходить к зданию по улице Риволи идя от центра. Вот этому скульптурному изображению я верю: кардинал "как живой".

"Красный герцог"