"Прогулки по Парижу. По следам мушкетеров" ч.3 Н. Горский

XV. ВОЕННЫЕ И СУДЕЙСКИЕ

"Господин де Тревиль был отцом своих солдат. Едва успев надеть форму мушкетера, самый незаметный из них и никому не известный мог так же твердо надеяться на помощь капитана, как мог бы надеяться на помощь брата. Поэтому де Тревиль немедленно отправился к главному уголовному судье. Вызвали офицера, командовавшего постом у Алого Креста, и, сверяя последовательно полученные сведения, удалось установить, что Атос помещен в Фор-Левек."


Тюрьма Фор-Левек (Fort-l’Eveque) стояла на углу улиц Сен-Жермен л’Оксеруа и Бертэна Пуарэ. Когда-то парижский епископ построил тут амбар и пекарни (Four-l’Eveque). Постепенно они перестали использоваться по прямому назначению, превратившись в долговую тюрьму. Видимо тогда людская молва переделала и название: скромная пекарня (four) выросла в могучее укрепление (fort). Фор-Левек слыл тюрьмой либеральной, можно даже сказать относительно комфортабельной. При большой необходимости узников отпускали в город, они могли заказывать себе еду и питье (если конечно было на что), даже менять комнату где они содержались. В разное время и разные сроки здесь "останавливались" такие известные личности как Бомарше, Казанова и Маркиз де Сад.

На этом унылом перекрестке стояла тюрьма Фор-Левек.

XX. ПУТЕШЕСТВИЕ

"В два часа ночи наши четыре искателя приключений выехали из Парижа через ворота Сен-Дени. Пока вокруг царил мрак, они ехали молча; темнота против их воли действовала на них - всюду им мерещились засады. При первых лучах солнца языки у них развязались, а вместе с солнцем вернулась и обычная веселость. Словно накануне сражения, сердца бились сильнее, глаза улыбались." 


Ныне у бывшей границы города на месте старых городских ворот высится сооружение в виде римской триумфальной арки, построенное при Людовике XIV. Чаще, правда, августейшие персоны отправлялись через эти ворота в последний путь, к королевской усыпальнице в базилике Сен-Дени. Сейчас ворота отделяют квартал «красных фонарей», расположившийся на улице Сен-Дени ближе к центру города, от начинающихся за аркой арабских кварталов. А сами ворота оказались посередине проезжей части бульвара Бон-Нувель (bd. Bonne Nouvelle, M° Strasbourg Saint-Denis).

Ворота Сен-Дени

А места в окружающих кварталах и сейчас есть такие, что засады могут померещится...

В закоулках Сен-Дени 


XXII. МЕРЛЕЗОНСКИИ БАЛЕТ

"На следующий день весь Париж только и говорил что о бале, который городские старшины давали в честь короля и королевы и на котором их величества должны были танцевать знаменитый Мерлезонский балет, любимый балет короля. И действительно, уже за неделю в ратуше начались всевозможные приготовления к этому торжественному вечеру."


Парадный подъезд Парижской ратуши 


Отель-де-Виль и сейчас служит местом приема высоких гостей. Все наши генсеки и президенты бывали здесь на приемах. Нынешнее здание похоже на предыдущее, построенное как раз в мушкетерские времена при Людовике XIII. Судьба его была печальна: простояв почти 250 лет, это красивейшее здание сгорело, подожженное коммунарами в 1871 году. Пожар продолжался неделю и уничтожил все дотла– архивы, убранство, картины... Через 3 года после пожара началось восстановление и новое здание получилось даже более богатым, чем старое (сравните с макетом из музея Карнавале на этом фото http://ic.pics.livejournal.com/nikolai_endegor/55232138/120613/120613_original.jpg, где представлена старая ратуша).

Ночной Отель-де-Виль готов к приему гостей 

"... В полночь раздались громкие крики и гул приветствий - это король ехал по улицам, ведущим от Лувра к ратуше, которые были ярко освещены цветными фонарями." 

Скорее всего, королевский кортеж выехал через восточные ворота Лувра и двигался к ратуше либо прямо по набережной, либо по параллельной ей улице Сен-Жермен-л’Оксеруа (rue St.-Germain-l'Auxerrois), которая проходила справа от одноменной церкви. Кстати, именно на этой улице стояла тюрьма Фор-Левек, куда поместили Атоса, арестованного на квартире у д’Артаньяна.

Церковь Сен-Жермен-л’Оксеруа долгое время была приходской для королевской династии Валуа. С ее колокольни был подан страшный сигнал, по которому началась резня гугенотов в Варфоломеевскую ночь (на снимке ниже церковная колокольня не видна; башня в центре снимка - это пристройка XIX в., стилизованная под пламенеющую готику).

Церковь Сен-Жермен-л’Оксеруа и мэрия 1-го округа от восточного подъезда Лувра 


XXIV. ПАВИЛЬОН

"В девять часов Д'Артаньян был у гвардейских казарм и нашел Планше в полной готовности. … Планше ехал сзади, на расстоянии десяти шагов от своего господина. Д'Артаньян миновал набережные, выехал через ворота Конферанс и направился по дороге, ведущей в Сен-Клу, которая в те времена была гораздо красивее, чем теперь."


Набережная Тюильри, место где стояли ворота Конферанс

Нельзя не согласится с Дюма: нынешняя дорога красотой в этом месте не блещет. Ворота Конферанс стояли на набережной Сены у границы сада Тюильри, там где сейчас начинается въезд в туннель, на снимке - это примерно у последней пары фонарей . Названы ворота были так потому, что отсюда отправилась делегация парижан на переговоры («конференцию») с Генрихом IV, подошедшем со своим войском к Парижу в 1593 году. После недельных дебатов в местечке Сюресне, теперешнем ближнем пригороде Парижа, Генрих IV согласился сменить протестантскую веру на католичество в обмен на признание его католиками королем Франции. Именно тогда прозвучала знаменитая фраза: "Париж стоит мессы".

"Между тем д'Артаньян, свернувший на узкую проселочную дорогу, продолжал свой путь и пришел в Сен-Клу; здесь, однако, он не пошел поглавной улице, а обогнул замок, добрался до маленького уединенного переулка и вскоре оказался перед указанным в письме павильоном.Павильон стоял в очень глухом месте. На одной стороне переулка возвышалась высокая стена, возле которой и находился павильон, а надругой стороне плетень защищал от прохожих маленький садик…"

Нынешний Сен-Клу является нетипичным Парижским предместьем. В отличие от угрюмых пригородов севера и востока, Сен-Клу чист и ухожен, довольно зажиточен, здесь много богатых особняков и вилл, красиво вписанных в разнообразный природный ландшафт. Огромными ступенями карабкается Сен-Клу вверх по берегу Сены, и многие дома действительно стоят рядом со стенами, которые ничего не огораживают, а просто поддерживают склон горы, охраняя его от осыпания.

Домик под стеной в Сен-Клу

"И действительно, через несколько мгновений колокол на башне Сен-Клу уронил из своей широкой ревущей пасти десять медленных ударов. Что-то зловещее было в этом бронзовом голосе, глухо стенавшем среди ночи. Но каждый из этих ударов - ведь каждый из них был частицей долгожданного часа - гармонично отзывался в сердце молодого человека."

Вечер в Сен-Клу

Вид на вечерний Сен-Клу с парижской стороны Сены. Как и во времена д’Артаньяна, колокол на башне церкви св. Клодоальда мерно отсчитывает часы, дни, недели...


XXIX. ПОГОНЯ ЗА СНАРЯЖЕНИЕМ

"Д'Артаньян, заметив однажды, что Портос направляется к церкви Сен-Ле, пошел за ним следом, словно движимый каким-то чутьем. Перед тем как войти в святую обитель, Портос закрутил усы и пригладил эспаньолку, что всегда означало у него самые воинственные намерения."


Церковь Сен-Ле-Сен-Жиль 

Церковь Сен-Ле (eglise St-Leu-St-Gilles), одна из самых старых в Париже, сохранившая в своей архитектуре еще романские черты. Главным фасадом она выходит на ул. Сен-Дени - прямо на многочисленные секс-шопы и иные заведения сомнительного толка. Противоположная ее часть смотрит на бульвар Севастополь, названный так в честь взятия города англо-французскими войсками во время Крымской войны.

В церкви Сен-Ле хранится одна из христианских святынь – мощи св. царицы Елены, матери императора Константина, который первым из римских императоров принял христианство и в IV веке сделал его официальной религией империи. Так что если вы Елена и желаете поклониться той, в честь кого названы, вам прямой путь сюда.


XXX. МИЛЕДИ

"Д'Артаньян незаметно последовал за миледи; он видел, как она села в карету, и слышал, как она приказала кучеру ехать в Сен-Жермен. Бесполезно было бы пытаться пешком преследовать карету, уносимую парой сильных лошадей. Поэтому д'Артаньян отправился на улицу Феру. На улице Сены он встретил Планше; тот стоял перед витриной кондитерской, с восторгом разглядывая сдобную булку самого аппетитного вида."


Здесь речь идет не о Сен-Жерменском предместье Парижа (нынешнем Сен-Жермен-де-Пре), а о местечке Сен-Жермен-ан-Лэ (St-Germain-en-Laye) в нескольких десятках километров от города. Тогда становится понятно, почему д'Артаньян не стал гнаться за каретой, а пошел домой прямиком через Сен-Жермен-де-Пре по улице Сены.

А лучшая кондитерская на ул. Сены – это заслуженная "Gerard Mulot". Здесь есть и что поразглядывать в витринах, и что попробовать...

Кондитерская на улице Сены

"Думая обо всем этом и время от времени пришпоривая лошадь, Д'Артаньян незаметно проделал нужное расстояние и приехал в Сен-Жермен(-ан-Лэ).

Сен-Жермен-ан-Лэ – прелестный небольшой городок в получасе езды от Парижа. Огромный старый парк, длинная живописная терраса вдоль берега реки, которая помнит, наверное, больше французских королей, чем любой королевский дворец - все настраивает на определенный лад.

Вид на Сен-Жермен-ан-Лэ с террасы королевского замка

Тихая аллея. В парке Сен-Жермен-ан-Лэ

Когда Дюма писал "Трех мушкетеров" он еще не знал, как прочно свяжет его судьба с этим местом. Здесь, в Сен-Жермене, оба Александра Дюма – и отец, и сын – вместе жили, творили и закатывали шикарные пиры, рассылая друзьям шутливые приглашения:

"Коль ветер северный не очень вас пугает,
То знайте, вас прием горячий ожидает
Здесь, в Сен-Жермен-ан-Лэ, где, право же, давно
Хотели б видеть вас отец и сын его."


Невдалеке от Сен-Жермена Дюма построил свою знаменитую резиденцию - замок Монте-Кристо, а в самом городке основал театр, носящий теперь имя романиста.

"Миновав павильон, в котором десятью годами позже суждено было увидеть свет Людовику XIV, он ехал по пустынной улице, поглядывая вправо и влево и надеясь найти какие-нибудь следы прекрасной англичанки…"

Павильон Генриха IV - дворец, отель и ресторан

Про этот павильон везде пишут так: "На склоне речного откоса сохранился павильон Генриха IV — остаток так называемого "Нового дворца" Генриха IV, служившего до перенесения Людовиком XIV двора в Версаль королевской резиденцией." Как сухо! То ли дело у А.Моруа: "На новоселье (25 июля 1848 года) Дюма пригласил к обеду шестьсот гостей. Обед заказали в знаменитом ресторане ("Павильон Генриха Четвертого" в Сен-Жермене), столы накрыли на лужайке. В курильницах дымились благовония. Повсюду красовался девиз маркизов де ля Пайетри: "Ветер раздувает пламя! Господь воспламеняет душу!" Сияющий Дюма расхаживает среди приглашенных. На сюртуке его сверкают кресты и ордена. Поперек блестящего жилета перекинута массивная золотая цепь. Он обнимает хорошеньких женщин и всю ночь напролет рассказывает чудесные истории. Никогда в жизни он не был так счастлив!"


* ЧАСТЬ ВТОРАЯ *

I. АНГЛИЧАНЕ И ФРАНЦУЗЫ 


"В назначенное время друзья вместе с четырьмя слугами явились на огороженный пустырь за Люксембургским дворцом, где паслись козы. Атос дал пастуху какую-то мелочь, и тот ушел. Слугам было поручено стать на страже. Вскоре к тому же пустырю приблизилась молчаливая группа людей, вошла внутрь и присоединилась к мушкетерам; затем, по английскому обычаю, состоялись взаимные представления."


Люксембургский дворец был построен к 1625 году и «снаружи», т.е. если смотреть со стороны центра города, он с тех пор почти не изменился.

Люксембургский дворец от улицы Турнон

В средние века в этих местах находился замок Вовер, пользовавшийся весьма дурной репутацией - якобы обитала здесь нечистая сила в виде получеловека-полузмеи. По этой причине король Филипп-Август даже оставил окрестные земли вне городских стен. После гибели Генриха IV, Мария Медичи решила покинуть нелюбимый и опустевший Лувр и построить себе уединенный дворец, который напоминал бы ей о родной Италии. Она выкупила близлежащие поместья, в том числе и дом герцога Франсуа Люксембургского, имя которого и получил впоследствии возведенный здесь дворец.

А пустырь за дворцом постепенно превратился в роскошный Люксембургский сад, но произошло это несколькими десятилетиями позднее, хотя уже на плане 1630 года просматриваются и фонтан, и первая ограда сада.

Люксембургский сад - место дуэли ангичан и французов 

"Прощаясь с д'Артаньяном, лорд Винтер сообщил ему адрес своей сестры; она жила на Королевской площади, в модном для того времени квартале, в доме N 6. Впрочем, он вызвался зайти за ним, чтобы самому представить молодого человека." 

Королевская площадь называется сейчас площадью Вогезов (Place de Vosges). Создавалась она во времена Генриха IV специально для королевского двора: каре однотипных домов для придворных и аристократии, среди которых два дома отличались от остальных по высоте: для короля - с южной стороны площади, и для королевы – с северной. Генрих собственноручно сделал набросок проекта площади, а так же запретил делить особняки между наследниками хозяев, передписав передавать их только целиком от отца к старшему сыну. Возможно, благодаря этому площадь практически полностью сохранилась до наших дней в первозданном виде.

Нынешним своим названием площадь обязана революции: в 1800 году провинция Вогезы первой выплатила так неоходимые революции налоги, за что и была увековечена. Что ж, у каждого времени свои герои.

Площадь Вогезов, дом королевы. 


Миледи Дюма поселил не куда-нибудь, а в дом, где в те времена проживал Виктор Гюго - близкий друга Дюма и его соперник на литературном поприще. Намек, очевиден, только вот на что? Возможна, например, такая параллель: в этом же доме в 17-м веке проживала знаменитая парижская куртизанка Марион Делорм, которой сам Гюго посвятил одноименный роман. Делорм некоторое время была любовницей Ришелье, который пошел на этот шаг из политических соображений (хотя, вполне может быть, так же и по личному интересу). Поэтому возможно, что Миледи унаследовала некоторые черты от Марион. Правда, в отличие от Миледи, Марион Делорм вовсе не убивала герцога Бэкингема, а напротив, как утверждают, была и его любовницей тоже.

Сейчас в историческом доме под номером 6 находится музей-кваритра Виктора Гюго.

Дом миледи и Виктора Гюго 

II. ОБЕД У ПРОКУРОРА

"Между тем дуэль, в которой Портос сыграл столь блестящую роль, отнюдь не заставила его забыть об обеде у прокурорши. На следующий день, после двенадцати часов, Мушкетон в последний раз коснулся щеткой его платья, и Портос отправился на Медвежью улицу с видом человека, которому везет во всех отношениях."


Медвежья улица

Коротенькая Медвежья улица (rue aux Ours, M° Etienne Marcel) проходит между старинной улицей Сен-Мартэн, котрая существовала, наверное, когда еще и города-то самого не было, и молодым бульваром Севастополь, пробитым сквозь городскую ткань энергией барона Османа. В древние времена - а история этой улицы начинается в 13-м веке - здесь было много харчевен и лавок, торговавших жареным мясом и птицей; называлась тогда улица гусиной (rue aux Oues; "oues" - старая форма слова "oies" - гуси). Со временем, гуси видимо выросли до размеров медведей - всего-то дел было одну букву поправить. А нынче тут собираются геи, так что может медведи скоро поголубеют.



IV. ГДЕ ГОВОРИТСЯ ОБ ЭКИПИРОВКЕ АРАМИСА И ПОРТОСА

"Они направились к Портосу, как вдруг на углу улицы Дюбак встретили Мушкетона, который с унылым видом гнал перед собой мула и лошадь.

(Мушкетон) пошел дальше, в сторону набережной Великих Августинцев, а друзья позвонили у дверей незадачливого Портоса."

Улица Дюбак – это та самая rue du Bac или улица Перевоза, где жил реальный д’Артаньян и с которой началась эта прогулка по мушкетерскому Парижу. Скажу несколько слов о набережной Великих Августинцев. Одна из старых дорог, проходивших вдоль левого берега Сены, получила название Quai des Augustins по имени монастыря Августинцев основанного здесь в 1259 году. В начале 17 века, после возникновения неподалеку монастыря Малых Августинцев (Petits Augustins), старый монастырь добавил в свое название прилагательное Grandes (Большие). Вслед за  монастырем, изменила свое название и набережная, став набережной Больших Августинцев. Откуда же появились в русскоязычной литературе многочисленные Великие Августинцы? Подозреваю, что произошло это с подачи русского дипломата А. Матвеева, посетившего франциию в 1705 году. Видимо Матвеев не знал исторического контекста возникновения различных августинских монастырей, который на самом деле был более чем прозаическим. Оказывается, в старину монахи придавали огромное значение вешнему виду своей одежды и ее характерным деталям. Даже небольших отличий было достаточно, чтобы орден раскалывался на разные конгрегации. В частности, когда говорят о больших и малых августинцах, то имеется в виду просто покрой монашеской одежды - широкий у первых и более узкий и короткий у вторых. Были еще и босоногие августинцы, которых называли также "малыми отцами" (из-за отсутствия обуви они выглядели меньше ростом); их монастырь также находился неподалеку, на улице Старых Августинцев.

На набережной Августинцев


Сколько разных событий перевидала эта набережная на своем веку. Прямо напротив нее находится стрелка Сите, как бы продолжающая остров, но существенно уступающая ему по высоте над рекой. Она создана на месте двух маленьких островков-отмелей, которые то появлялись, то исчезали с карт Парижа по прихоти своенравной Сены. На одном из них в 1314 году произошло страшное событие. Здесь был сожжен заживо великий магистр ордена тамплиеров Жак де Моле, который во время казни проклял короля Филиппа Красивого и его потомков до тринадцатого колена. Считают, что из-за этого проклятия закатились династии Капетингов и их родственников Валуа. Последняя из Валуа, Королева Марго, умерла бездетной в 1615 году…

Вид на стрелку острова Сите, Новый мост и бывшую набережную Августинцев

IX. ВИДЕНИЕ

"B ближайшую среду, - говорилось в письме, - между шестью и семью часами вечера прогуливайтесь по дороге в Шайо и внимательно вглядывайтесь в проезжающие кареты, но, если вы дорожите вашей жизнью и жизнью людей, которые вас любят, не говорите ни одного слова, не делайте ни одного движения, которое могло бы показать, что вы узнали особу, подвергающую себя величайшей опасности ради того, чтобы увидеть вас хотя бы на мгновение".


Когда-то Шайо был небольшой деревенькой на правом берегу Сены. Теперь это фешенебельный 16-й округ Парижа.

Вид на Пале Шайо и 16-й округ с Эйфелевой башни

"Но Д'Артаньян был вместе и упрям и любопытен. Он вбил себе в голову, что пойдет во дворец кардинала и узнает, что хочет ему сказать его высокопреосвященство. Ничто не могло заставить его изменить решение. Они приехали на улицу Сент-Оноре и на площади кардинальского дворца застали двенадцать вызванных ими мушкетеров, которые прогуливались, поджидая товарищей."

Пале-Руаяль - дворец кардинала - от улицы Сент-Оноре 

Кардинальский дворец был построен по заказу и при живом участии Ришелье. Это было одно из его любимых детищ, он вселился сюда еще до окончания строительных работ. Здесь же он и умер в 1642 году, завещав дворец вместе со всем содержимым королю. Однако, меньше чем через пол-года после смерти великого кардинала, в иной мир отправился и Людовик XIII. После этих событий во дворец пербралась Анна Австрийская со своими малолетними сыновьями - будущим королем-солнцем Людовиком XIV и его младшим братом Филиппом Орлеанским. Вот тогда-то и превратился Пале-Кардиналь в Пале-Руаяль, т.е. в Королевский дворец. Правда в 1651 года королева-мать дворец покинула, да не прото покинула, а еле спаслась бегством от "взрыва" Фронды (как вы возможно помните, исключительно благодаря усилиям д'Артаньяна, причем в этом событии участвовал и "настоящий", и литературный д'Артаньяны) и больше уже сюда не возвращалась. Но название у дворца сохранилось, хотя короли здесь больше никогда не жили.

Не так давно, внутренний двор Пале-Руаяля был "обогащен" творением современного модернистского искусства. Ох, видел бы Ришелье во что ныне превратился его любимый дврец :)

Во дворе Пале-Руаяля


X. ГРОЗНЫЙ ПРИЗРАК

"д'Артаньян уже выступил в поход со своей ротой. Дойдя до предместья Сент-Антуан, он обернулся и весело взглянул на Бастилию..."


Сент-Антуанские ворота примыкали непосредственно к стене, окружавшей Бастилию и являвшейся частью городских стен. Сразу за воротами начиналось Сент-Антуанское предместье. Теперь это там, слева от здания новой Оперы, если смотреть на снимок.

Прощальный взгляд д’Артаньяна

С уходом мушкетеров на осаду Ла-Рошели заканчивается "парижская" часть романа и завершается прогулка по мушкетерским местам Парижа.