Небольшое исследование о форме винных бутылок в XVII веке

Небольшое отступление по поводу «бутылочного» анахронизма Дюма.

Бутылка для хранения вина появилась в середине XVII века в Англии (примерно тогда же изобрели и пробку в её нынешнем виде - до этого использовались воск и сургуч) и приблизительно к концу этого же века (точно сказать сложно) бутылка в компании с пробкой вошли в обиход. До этого (а значит во времена Шико и Горанфло и, скорее всего, во времена «Трёх Мушкетёров» вино хранили и выдерживали только в бочках). Хозяин таверны, как правило, спускался в погреб, наливал требуемое количество вина в кувшин и подавал заказчику. Если клиент был высокого ранга, заказ могли подать в стеклянной бутылке, подчас причудливой формы, работы венецианских стеклодувов. Но их продукция была слишком непрочна и эфемерна, так что использовалась лишь для торжественных возлияний скорее в домашних условиях, чем в кабаке. То есть, резюмируя, стеклянная бутылка была известна давно (с античности), но не использовалась для хранения вина как минимум до 40-50-х годов XVII века. 

Немного косвенных доказательств. Цитирую Броделя, "Структуры повседневности": 

"...путешествовало молодое вино – долгожданное и везде встречаемое с радостью. Ибо вино плохо сохраняется от года к году, оно прокисает, а сцеживание его, разлив в бутылки, регулярное употребление пробковых затычек в XVI в., а может быть, даже и в XVII, были неизвестны. Так что 

около 1500 г. бочка старого бордо стоила лишь 6 турских ливров, тогда как бочка хорошего молодого вина стоила 50".

Там же: 

"Согласно одному документу 1723 г., «с некоторого времени, как только появился обычай разливать вино в бутылки из толстого стекла (а это как раз изобретения англичанина Кенельма Дигби 1630, а по другим данным 1652 года - прим. Вольер), разного состояния лица принялись изготавливать и продавать пробковые затычки».

Итак, в 30-50-х годах XVII века бутылка, изобретенная англичанами, появилась и стремительно распространилась по всей Европе, начиная с Франции, как с основного географического соседа. Так что вполне допускаю, что мушкетёры были с ней знакомы, особенно начиная с «Двадцать лет спустя». Вот, кстати, как выглядели тогдашние бутылки-пионеры (фото с сайтов acbx41.com и academiedesvinsanciens.com):

 

Бутылка второй половины XVII века из Брюсселя (verre-histoire.org):

Маститые иллюстраторы (Морис Лелуар и многие другие) изображали тогдашние бутылки вполне достоверно. Вот, например, как ловко Мушкетон с помощью лассо пополняет запасы Портоса:

Обратите внимание, какие правильные бутылки на иллюстрации Зиера:

В XX веке, к сожалению, почти никто не вдавался в такие мелочи (не говоря про историчность костюмов, причёсок и прочего) и на иллюстрациях, в фильмах и спектаклях мы видим современные бордоские и бургундские типовые бутылки.

 

В гугенотской трилогии бутылки упоминаются постоянно, особенно в связке с Шико и Горанфло. ))
Опять же предшественники бутылок, своеобразные стеклянные сосуды тогда были, но чрезвычайно хрупкие (из-за тогдашней несовершенной технологии изготовления стекла), поэтому очень немногие из них сохранились до наших дней. По форме и назначению они скорее напоминали графины. В них вино только подавали на стол, причем такое непрактичное излишество было далеко не всем по карману. Теоретически, герои Дюма XVI века могли из них пить, но... Гм…
Взгляните на примеры бутылок 15 века (scagermanrenaissance.blogspot.com):

Вряд ли мэтр Бономе использовал подобные хрупкие произведения искусства даже для Шико. Остаётся предположить, что в обиходе простых кабатчиков были более простые стеклянные бутылки-графины, не дошедшие до современных музеев, но моё мнение: обычный фаянсовый кувшин и только он!
А Дюма мы эту маленькую историческую неточность, конечно, простим. Разумеется, с бутылками намного зрелищнее, интереснее и понятнее. )